Организация управления транспортным производством

transport

Основными задачами управления транспортным производством являются выполнение бесперебойной транспортировки грузов, содержание техники в работоспособном состоянии, уменьшение затрат на погрузочно-разгрузочные работы. Структура управления транспортным комплексом изменяется в соответствии с типом производства, номенклатурой выпускаемой продукции. Современная концепция организации транспортного комплекса предполагает сокращение объема запасов, уменьшение времени транспортно-складских операций, осуществление работы «с колес», минимизацию простоев оборудования, устранение брака, оптимизацию перевозок, поиск взаимовыгодных условий договоров на производство и транспортировку продукции.

Выбор перевозчика происходит по определенным критериям, в частности, по себестоимости и уровню предоставляемых услуг (сохранность груза и своевременность доставки). Все перевозки можно разделить на разовые (по отдельным заявкам) и маршрутные (периодически повторяющиеся). На сегодняшний момент более 95 % перевозок грузов осуществляется частными компаниями. Фирмы-экспедиторы существуют за счет продажи логистических, транспортных и складских услуг. Экспедитор принимает материалы по количеству мест и массы. В случае их повреждения или порчи составляется акт, служащий основанием для получения груза, пересмотра или расторжения условий заключенных сделок.

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют следующие транспортные уставы и кодексы: Кодекс торгового мореплавания, Устав автомобильного транспорта, Устав внутреннего водного транспорта. Устав железных дорог. Воздушный кодекс РФ. Правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением услуг по перевозке грузов, в наиболее обшей форме закреплено в главе 40 Гражданского кодекса РФ «Перевозка» (статьи 784-800). Так, статьей 784 ГК РФ установлено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора, которым определяются все условия. При этом заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (пункт 2 статья 785 ГК РФ). Указанные документы содержат положения общего характера (порядок перевозки и выдачи грузов, оформление документации). Если взаимоотношения перевозчика и грузовладельца осуществляются систематически, то между ними могут заключаться долгосрочные договоры. Нередко грузоотправители и грузополучатели для осуществления услуг, связанных с перевозкой грузов, заключают «договоры транспортной экспедиции».

В договоре устанавливаются порядок перевозки грузов, условия и сроки погрузки и выгрузки, размер, порядок оплаты и расчеты провозных платежей, проформа чартера (типовой документ перевозки), вид коносамента (документ, подтверждающий право собственности на груз) и др.

Если груз не сопровождается накладными (например, при морской перевозке), то для оформления договоров используется система коносамента (ценной товаро-распорядительной бумаги); при этом один экземпляр коносамента выдается грузоотправителю, а другой следует с грузом.

Согласно типовому договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

При этом главной обязанностью перевозчика является доставка груза в целости и сохранности в пункт назначения вплоть до выдачи груза грузополучателю. В соответствии со статьей 791 ГК перевозчик обязан подать под погрузку исправные транспортные средства, по своим техническим характеристикам пригодные для перевозки указанного груза.

Оказание посреднических услуг по перевозке грузов оформляется договором транспортной экспедиции (глава 41 ГК РФ). По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой грузов (пункт 1 статья 801 ГК РФ).

Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», другими законами или иными правовыми актами (пункт 3 статья 801 ГК РФ).

По Правилам транспортно-экспедиционной деятельности (утверждены постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 года № 554) неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются следующие экспедиторские документы:

— поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания услуг клиенту). На практике такое поручение, как правило, называют заявкой;

—  экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором груза для перевозки от клиента). Заполняется в том случае, если в перевозке принимает участие экспедитор;

— складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Также договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено, что стороны договора могут использовать и другие экспедиторские документы, не указанные в пункте 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

Путевые листы являются основным документом учета, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной (ТТН) при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Путевые листы выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации — владельца автотранспорта или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации-перевозчика и заказчики.

Подтверждают факт оказания услуги по перевозке груза следующие документы:

—  талон заказчика и (или) ТТН, в которых отражаются дата, направление перевозки (откуда, куда), марка и государственный регистрационный номер транспортного средства, посредством которого была осуществлена перевозка груза, и другие данные;

— акт об оказании услуг по перевозке груза, который оформляется в произвольной форме в соответствии с пунктом 2 статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ.

Скорость перевозки грузов предоставлено выбирать грузоотправителю; выбранную скорость он обязан указать в транспортной накладной при ее заполнении. Вместе с тем целый ряд грузов, исходя из их свойств (например, скоропортящиеся грузы, живность и др.), принимаются к перевозке только с большой скоростью.

Для перевозки грузов водителю необходимо иметь путевой лист (форма 4-М), а также соответствующие паспорта качества, сертификаты и другие документы согласно закону РФ. Транспортировка товаров оформляется четырьмя экземплярами товарно-транспортной накладной (форма 1-Т), которая служит основным документом на перевозку груза.

Она составляется для каждого заказчика отдельно и состоит из товарного раздела, необходимого для учета материальных ценностей, и транспортного раздела, фиксирующего обязанности грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей. Один экземпляр ТТН остается у грузоотправителя; второй экземпляр, заверенный подписями и печатями, передается грузополучателю, третий экземпляр высылается заказчику; четвертый совместно с путевым листом достается водителю и служит основанием для расчета заработной платы. При повреждении груза или упаковки перевозчик обязан проверить состояние тары, произвести взвешивание, заполнить форму «Торг-12».

Пользование услугами транспортно-экспедиторской фирмы при внешнеторговых материальных потоках оформляется отгрузочным поручением или транспортной инструкцией с указанием наименования и адреса отправителя, точной даты отправки груза, вида упаковки, требований страхования груза, прочих условий поставки.

По Уставу автомобильного транспорта погрузка и закрепление грузов должны производиться грузоотправителем, а разгрузка — грузополучателем; при этом товар (груз) необходимо надежно закрепить с целью обеспечения сохранности. Водитель-экспедитор обязан контролировать погрузку-выгрузку автомобиля согласно Федеральному закону № 87-ФЗ от 30 июня 2003 года «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Размещение и крепление грузов на подвижном составе должно выполняться в точном соответствии с техническими условиями, а также чертежами. Погруженный на открытый подвижной состав груз с учетом упаковки и крепления должен размешаться в пределах установленного габарита погрузки. Порядок осуществления погрузки предусматривается договором, транспортными уставами, кодексами и прочими нормативными актами.

Нормы времени на погрузку и разгрузку рассчитываются исходя из массы груза и среднего времени на выполнение операций, связанных с подготовкой к такелажным работам.

Водители в основном принадлежат к возрастной группе 40-50 лет, и их преимущество — большой опыт. Зачастую они хорошо информированы относительно проблем, связанных с их работой, через неофициальные каналы и информационный обмен в пунктах остановки и стоянки. С другой стороны, возникают проблемы при изменении методов их работы.