Классификация строительных машин

stroitelnie_mashini_klassifikaciya

Строительные машины можно классифицировать по следующим признакам:

1) по режиму работы — машины циклического (периодического) и непрерывного действия. Машины циклического действия (одноковшовые экскаваторы, грузоподъемные краны, автобетоносмесители и др.) производят все операции в определенном порядке, повторяя их через некоторые промежутки времени. Машины непрерывного действия (многоковшовые экскаваторы, конвейеры, насосы) производят все операции одновременно. Достоинствами машин циклического действия являются их универсальность и приспособленность к работе в различных условиях, а машин непрерывного действия — большая производительность и лучшая приспособленность к автоматизации работы;

2) по степени подвижности — стационарные, переносные и передвижные машины. Последние в зависимости от способа агрегатирования могут быть самоходными, полуприцепными и прицепными. Каждую самоходную машину можно представить как систему, состоящую из шести основных элементов.

  • рама (или станина) — служит базой для установи всех узлов и агрегатов машины.
  • силовое оборудование — источник или преобразователь энергии в механическую работу.
  • трансмиссия передает движение от двигателя к ходовому оборудованию, рабочему органу и другим исполнительным механизмам.
  • ходовое оборудование служит для передвижения машины в рабочем и транспортном режимах, передает на опорную поверхность нагрузки от силы тяжести машины и внешних воздействий со стороны обрабатываемой среды, обеспечивает устойчивость машины.
  • рабочее оборудование осуществляет технологические операции и взаимодействует с внешней (обрабатываемой) средой.
  • система управления обеспечивает управление и регулирование режима работы силовой установки, рабочего органа и других устройств, осуществляет запуск и остановку силового оборудования, соединяет и разъединяет силовое оборудование с трансмиссией;

3) по виду силового оборудования — машины с использованием двигателей: внутреннего сгорания, электрических, гидравлических, пневматических и комбинированных (например, дизель-электрических, дизель-гидравлических, электропневматических и т.п.);

4)  по типу ходового оборудования — машины на гусеничном и колесном ходу;

5) по системам управления — машины с ручным и автоматическим управлением;

6) по способу передачи энергии к исполнительному механизму — механические, гидравлические, пневматические и электрические. Существуют также машины и с комбинированным управлением;

7) по степени универсальности — машины универсальные, оснащенные различными видами сменного рабочего оборудования и приспособлений для выполнения разнообразных технологических операций, и специальные, имеющие один вид рабочего оборудования и предназначенные для выполнения одного специального вида работ. Последние в определенных условиях работы обеспечивают более высокие технико-экономические показатели.

Силовое оборудование, трансмиссия и системы управления, обеспечивающие приведение в действие механизмов машины и рабочих органов, называют приводом;

8) по числу используемых в машине двигателей — одномоторный (групповой) и многомоторный (индивидуальный) приводы. В первом случае все механизмы или отдельные их группы приводятся в действие от одной силовой установки, во втором — для каждого механизма имеется своя индивидуальная силовая установка.

Взаимосвязь элементов машины, а также способ и последовательность передачи движения от двигателя к ходовой части, рабочим органам и другим механизмам отображают кинематической схемой.

В отличие от кинематической в конструктивно-компоновочной схеме приводится схематическое изображение всей машины и ее основных узлов с указанием их действительного расположения.

Кроме конструктивно-компоновочных и кинематических схем, для машине гидро-, пневмо- и электроприводами принято приводить схемы их гидро-, пневмо- и электроприводов. В кинематических, гидравлических, пневматических и электрических схемах используют специальные условные обозначения.

Таковы общие аспекты классификации строительных машин.