Основным процессом, который используется при ремонте шин и покрышек, является вулканизация. Данный процесс заключается в опрессовке (сжатии) починочных материалов, промазанных резиновым клеем, в нагреве их и выдержке при температуре 143… 145 °С в течение 50… 160 мин.
В покрышки, подготовленные к вулканизации местных повреждений, с помощью борторасширителей (спредеров) вставляют секторные варочные камеры (мешки), изготовленные из прочной листовой теплостойкой резины. Перед вставкой варочных мешков участки повреждений с внутренней стороны покрышек промазывают противопригарной смазкой или припудривают тальком. Наружные поверхности покрышек смазывают противопригарной сажевой смазкой.
Сначала вулканизируют внутренние слои покрышки на секторе вулканизационного аппарата, затем наружные на плите. При этом используют различные подкладки и приспособления для опрессовки в зависимости от места повреждения и профиля покрышки.
Вулканизируемые участки покрышек опрессовывают обычно подачей в варочные мешки воды под давлением 2 МПа и нагреваемой в них до 150°С паровоздушной смесью (при двухстороннем подводе теплоты) или подачей воздуха под давлением 0,5…0,6 МПа (при одностороннем подводе теплоты). В конце процесса вулканизации, чтобы охладить покрышки и мульды, а также ускорить падение давления в варочных мешках до атмосферного, к нагревательным плитам и в варочные мешки подают холодную воду.
После восстановления поврежденного места все неровности срезают ножом и зачищают наждачным кругом.
Для ремонта местных повреждений применяют электрические вулканизаторы (для нагревания мест расположения вулканизируемых участков используют электронагревательные элементы, которые имеются в обогревательных плитах и вставлены внутрь варочных мешков).
Различают вулканизаторы: ручные, подкатные и стационарные. Ручные вулканизаторы применяют при гаражном ремонте, в шиномонтажных мастерских и в небольших СТОА. Подкатные вулканизаторы незаменимы в средних СТОА. Стационарные вулканизаторы используют как средние, так и крупные СТОА.